Made in Russia. Как делают шины Nokian в России

Made in Russia. Как делают шины Nokian в Россиижурналист белорусского портала abw. by побывал на заводе Nokian во Всеволожске и сравнил его с финским предприятием компании:

«- Павел, добрый день! Хотим пригласить вас на завод Nokian Tyres во Всеволожске.

— Э-э-э… А какой смысл? Я уже был на заводе Nokian в Финляндии. Они чем-то отличаются?

— Вы даже не представляете насколько!

И это оказалось правдой: я даже не представлял, насколько российский завод Nokian отличается от финского! Причем в лучшую сторону.

«Финский Nokian однозначно лучше!» — не совсем понятно, на чем основано такое стойкое убеждение форумных «экспертов», однако согласиться с ними спешат многие. Мол, в России отродясь ничего путного не делали, даже Nokian в их исполнении хуже… Что же, попробуем разобраться, как, из чего и кем делаются шины Nokian в российском Всеволожске, могут ли они чем-то отличаться от финских.

Для начала немного статистики. Всеволожский завод Nokian Tyres построен в 2005 году, с тех пор его изначальная мощность увеличена с 1 до 14 млн шин в год. В планах на 2013-2014 годы — запуск еще двух новых линий и увеличение мощности до 17 млн шин в год. Штат сотрудников — 1100 человек, что при прошлогоднем объеме 12 млн шин делает российский завод Nokian Tyres одним из самых эффективных производств в мире! Для сравнения: на финском заводе за прошлый год было произведено 6 млн покрышек.

В производственной гамме российского завода Nokian — порядка 1000 типоразмеров покрышек, около 100 из них выпускаются одновременно. Завод работает 24 часа в сутки, в четыре смены. Более 50% продукции российского завода идет на экспорт, благодаря чему Nokian Tyres является экспортером продукции №1 в России! Еще один маленький штришок к портрету — некоторые модели покрышек Nokian выпускаются только в России и идут исключительно на экспорт. То есть «авторитетные» заявления типа «в России делают покрышки второго сорта для СНГ» уже можно считать полным бредом…

— А используете ли вы российское сырье?

— Конечно!

— А каково его качество? Не «хромает»?

— Мы используем его уже 15 лет, в том числе и на финском предприятии. И, как видите, качество сырья позволяет нам делать лучшие зимние шины!

Пресс-тур усилиями украинского импортера был подготовлен великолепно: на все наши каверзные вопросы отвечал лично Андрей Пантюхов, генеральный директор и вице-президент концерна «Nokian Tyres Россия». И большинство из них, естественно, касалось качества продукции российского завода.

— Пять основных компонентов, позволяющих нам обеспечивать высочайшее качество продукции — это технологии, сырье, оборудование, люди, контроль. Технологии финские, потому что у нас на заводе нет конструкторского отдела, мы занимаемся только производством. О сырье мы уже сказали. Оборудование самое лучшее, причем это не преувеличение: по нашей информации, Всеволожский завод Nokian Tyres на сегодня является самым современным шинным производством в мире! Впрочем, сейчас вы все увидите сами во время экскурсии…

В цехах нас «встречает» характерный запах.

— Так пахнет натуральный каучук! Это не химия, так что не волнуйтесь. Да и привыкаешь к нему быстро.

Действительно быстро — уже через 20 минут ничего не замечаешь. А почему так пустынно в цехах? В радиусе ста метров от меня удалось насчитать примерно 5-6 человек плюс еще несколько разъезжают туда-сюда на погрузчиках. Что это — обед, пересменка или переналадка оборудования?

— Нет, в данный момент завод работает на полную мощность! А относительно небольшая плотность персонала — это плюс максимальной автоматизации производства. Наши сотрудники, по сути, больше задействованы на контроле, нежели непосредственно в производстве.

И правда: сотрудники на производстве в основном стоят в паре метров от станка, за желтой линией, и наблюдают за процессом. Яркий пример — станок для «сборки» сырой покрышки из комплектующих. На линиях, смонтированных в первые годы, работник лишь в определенный момент вешает на «лапу» станка боковые ленты, а все остальное станок делает сам. То бишь человеческий фактор сведен к минимуму — как-то ошибиться здесь не получится даже при желании. Но это не предел! Потому что на новой линии уже и боковые ленты подаются автоматически, и оператор лишь наблюдает за работой станка, никоим образом не вмешиваясь в процесс.

— А что же здесь делают люди?

— Контролируют качество!

А вот и местный «ОТК». Готовая, еще теплая после вулканизации покрышка попадает в руки визуального инспектора. Отточенными движениями он делает внутри какую-то пометку кисточкой, вращает покрышку, осматривая ее с двух сторон, изнутри — на все про все буквально 10 секунд.

— Каждая покрышка оценивается и электроникой, и человеком, то есть контроль качества 200-процентный. Сейчас вы видите, как визуальный инспектор визуально оценивает около 100 параметров. Если есть хоть малейшие сомнения — покрышка отправляется на дополнительный контроль.

— А что за отметку он ставит внутри колеса?

— А это его персональный код — мы всегда знаем, кто конкретно оценивал качество каждого колеса. Поэтому даже 5 лет спустя, если вдруг вылезет какой-то дефект, будет точно известно, кто его пропустил на производстве…

— Не расстреляем, конечно… Но, поверьте, мало не покажется.

Верим! Потому что на качестве здесь просто помешаны: помимо визуального и электронного контроля есть еще и выборочный — каждый день шины разных типоразмеров распиливаются на специальном станке, тщательно проверяется 100-процентное соответствие техническому заданию.

— Допустим, этого вы накажете. Но ведь известно, что в России с квалифицированным персоналом просто беда. А здесь, во Всеволожске, наверное, особенно. Вон сколько всяких заводов вокруг понастроили — специалистов туда-сюда постоянно переманивают…

— На этот счет у финнов есть свое решение, и оно оказалось весьма эффективным с точки зрения мотивации персонала!

— А сейчас мы проезжаем HAKKAPELIITTA VILLAGE…

В 20 минутах езды от завода — аккуратные 5-этажные домики. Смотрятся отлично: современное качественное жилье с претензией на некоторую элитность. И как вы думаете, что это? Это — целый поселок, который компания Nokian Tyres построила для своих сотрудников! Пока введена только первая очередь, но стройка продолжается, и специально под этот проект недавно куплены дополнительные участки земли…

— А кто может получать здесь жилье — начальство или любой сотрудник? А под какой процент оно продается сотрудникам? А на сколько лет?

Вопросы сыплются градом, но наши «информаторы» к ним готовы. Потому что жилье для сотрудников — это тот самый «пряник», который позволяет «Nokian Tyres Россия» уверенно смотреть в будущее: уж на этом-то предприятии проблем с кадрами быть не должно!

— Начнем с того, что из претендентов на работу в Nokian Tyres мы выбираем в среднем одного-двух

человек из ста. Далее, если пройден отборочный тур и во время испытательного срока не возникло никаких замечаний, с работником заключается контракт на 7 лет. И уже после нескольких месяцев работы по рекомендации мастера он может подавать заявку на жилье. Оно продается в ипотеку, на срок до 20 лет, под минимально возможный по законодательству процент — 7,3. Первоначальный взнос — всего 5 процентов.

Что же, мотивация работать хорошо и качественно у сотрудников российского завода Nokian действительно сильная!

Так что лично для меня посещение завода во Всеволожске расставило все точки над «i». Очевидно, что российский Nokian не может быть хуже финского. Во-первых, потому, что это едва ли не самое современное шинное производство в мире, а во-вторых, потому, что ни о каких «внутренних» шинах и речи быть не может, ведь больше половины продукции уходит на экспорт. О чем и говорит гордое звание «Экспортер продукции №1 в России»! Ну а окончательно меня в этом убедила HAKKAPELIITTA VILLAGE — воображение отказывается представить ситуацию, когда работник, получивший такой бонус на самых выгодных условиях, может как-то не «болеть» за успешность своего предприятия. Интересно, а что с подобными бонусами у нашей «Белшины»? Может быть, перенять опыт заботы о кадрах…»

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.